Статьи 31.05.2017


Эрготерапия – терапия деятельностью

• Эрготерапия — междисциплинарный метод нормализации жизни человека имеющего ограничения активности и участия.

• Эрготерапия – самостоятельный уникальный метод, которому более 100 лет.

• Задача эрготерапевта выявить ограничения активности и участия, проанализировать их причины и восстановить активность и участие путем обучения\переобучения пациента и\или изменения активности и\или изменением среды пациента и\или подбором средств реабилитации.

• Терапия здесь — НЕ лечение болезни, а улучшение качества жизни.

Эрготерапевт использует деятельность пациента для терапии

• Повседневная деятельность человека есть результат эволюции и развития с возрастом его позы, движений, захватов, когниции и т.п.

• Чем здоровее и активней человек, тем больше видов деятельности ему доступны.

• Деятельность помогает поддерживать и тренировать позу, движения, когницию и т.п.

• Деятельность имеющая смысл, стимулирует и восстанавливает движения и когницию, часто, эффективней упражнений вырванных из контекста жизни

Адаптация среды

• При невозможности восстановить деятельность или на некоторых этапах ее восстановления эрготерапевт адаптирует среду.

• Задачи адаптации – улучшить возможности самообслуживания, предупредить развитие выученной беспомощности, предупредить развитие гиперопеки у ухаживающих, максимально развить деятельность, максимально восстановить или развить функцию.

Для того, чтобы деятельность стала возможна, иногда необходимо изменить среду
//Фотографии

Среда адаптируется «не под инвалида», а для удовлетворения потребностей клиента
//Фотографии

Эрготерапевт

• не только делает среду безбарьерной, не только подбирает приспособления.

• Он анализирует повседневную деятельность клиента, четко вычленяя «дефектные» сегменты и может либо исправить их путем обучения, либо заменить их на другие варианты сегментов. • Например, нарушение активности «писать карандашом» может быть связано с нарушением планирования движений, с гипотонусом\гипертонусом мышц плеча, запястья или пальцев, с контрактурой или артритом, с нарушением чувствительности руки, с неудобным карандашом или привычкой к гиперопеке.

• Разные варианты- разные решения проблемы.

Основные подходы в эрготерапии

• Клиента следует рассматривать в контексте окружающей среды во всем ее многообразии от физических, до экономических и климатических факторов, с учетом их взаимного влияния и при условии их активного и постоянного взаимодействия.

• Изменение любого фактора среды повлияет на деятельность клиента.

• Взаимоотношения эрготерапевта и клиента должны характеризоваться как открытое, основанное на взаимном доверии партнерство.

• Клиентом может быть сам ребенок или ребенок+семья или ребенок+педагог.

Международный опыт (США, Канада)

В большинстве случаев эрготерапевтическое вмешательство в государственных школах происходит согласно с последней редакции закона об образовании лиц с ограниченными возможностями [IDEA – Individuals with Disabilities Education Act]. Цель этих нормативных документов – обеспечить бесплатное образование высокого уровня в государственных учебных заведениях (FAPE – free and appropriate public education) c наименьшими ограничениями (LRE) для тех учащихся, которые нуждаются в специальных образовательных услугах. IDEA также дает право на оказание сопутствующих услуг в рамках индивидуальной образовательной программы (IEP), например, услуг эрготерапевта, если это необходимо для успешного обучения учащегося.

• Эрготерапевты также могут оказывать услуги в государственных школах и других учебных учреждениях (например, в частных школах, университетах, учебных центрах для взрослых) в соответствии с параграфом 504 закона о реабилитации, принятом в 1973 году, и законом об американцах с ограниченными возможностями (ADA). ADA – это закон о гражданских правах, который обеспечивает защиту лиц с ограниченными возможностями, подобно защите от дискриминации по расовому признаку, цвету кожи, полу, национальности, возрасту и религиозным убеждениям. ADA выступает за равные возможности для лиц с ограниченными возможностями на жизнь, работу и отдых в обществе.

• В редких случаях эрготерапевты могут быть наняты администрацией округа по вопросам обучения для оказания помощи любому учащемуся, который может в ней нуждаться (как в учебных заведениях общего профиля, так и специальных).

• Эрготерапевт в учебном учреждении в первую очередь занимается навыками выполнения деятельности, необходимыми в образовательной среде, независимо от того, какими нормативными документами это регулируется. Услуги эрготерапевтов могут быть направлены на улучшение выполнения задач, касающихся учебы, труда, отдыха, навыков общения.

• Результатом этой помощи может стать более эффективное участие учащегося в учебном процессе и внеаудиторной деятельности, а также использование возможностей школьной среды.

• В учебных учреждениях эрготерапевты должны знать и понимать особенности образовательной среды, в которой они работают.

Задача эрготерапевта —

• Сделать образовательный процесс доступным для своего клиента.

• Достичь максимальных результатов для клиента.

• Максимально включить клиента в общественную жизнь, сопряженную с образовательным процессом.

• Повысить качество жизни клиента.

• При этом поддерживать социально приемлемое поведение.

Пример:

• Школа 8 вида, 2 класс. В группе обучается 8 детей.

• 3 детей создают проблемы для остального класса из-за своего поведения – не могут усидеть на месте дольше 10 минут, начинают отвлекать соседей, бегать по классу, кричать, отбирать учебники и другие предметы.

• Остальные дети отвлекаются, кто-то плачет, кто-то пытается драться.

Результаты наблюдения:

• Процесс начинают два мальчика с синдромом Дауна. Через 6-7 минут после начала урока они начинают ерзать на стуле, сползать на пол, после нескольких подскоков на них начинает реагировать сидящий недалеко мальчик с аутизмом – вытягивает губы и шипит. После этого все трое начинают издавать звуки, а затем срываются с места и бегают по классу.

Вмешательство:

• Дети с синдромом Дауна не могут долго сидеть на имеющихся стульях из-за сниженного мышечного тонуса. Быстро развивающееся утомление мышц вынуждает их развить двигательную активность и дополнительно снижает возможность концентрироваться на занятиях. • Мальчик с аутизмом нервничал, потому что дети вносили беспорядок в процесс, от стресса он переходил к аутостимуляциям.

Вмешательство:

• Мальчики с с.Д были пересажены в более удобные для них кресла (пластиковые садовые с подушкой для фиксации спины).

• Также, с ними было отработано упражнение – по команде учителя спокойно выйти в коридор – добежать до окна, взять цветной листок и вернуться в класс. Это упражнение выполнялось 2 раза за урок.

• Мальчик с аутизмом был пересажен так, что за спиной и справа у него стенка. Ребенок стал заметно меньше нервничать и перестал бегать по классу.

• В течение месяца проблема решена полностью.

Выводы:

• Среда влияет на процесс обучения, особенно, при обучении детей с проблемами развития.

• Среду необходимо анализировать и модифицировать индивидуальным образом.

• Любое нарушение деятельности, в том числе, в ходе образовательного процесса нужно анализировать.

• Деятельность может быть нормализована различными путями.

• Есть специальность эрготерапия, представители которой это умеют и могут делать.

Канис-терапия и синдром Дауна. Общие методические подходы.

 

Специфика данного заболевания позволяет применять канис-терапию не для лечения или реабилитации, т.е восстановлении утраченных функций и способностей, но для адаптации и абилитации – развитии новых, резервных возможностей организма. Канис-терапия для пациентов с СД представляет из себя набор игр-упражнений для развития внимания, концентрации, двигательной координации, мелкой моторики, речевых функций, понимания обращенной речи, памяти, логического и пространственного мышления, понимания эмоций и переживаний других существ, контроля своих побуждений и силы. Также, канис-терапия насыщает и тренирует сенсорную сферу пациента, посредством упражнений на поглаживание и ощупывание, распознавание текстуры шерсти, ощущения разницы температуры тела на разных частях тела собаки, наблюдения за ее движениями.

При работе нужно учитывать, что пациенты с СД легко теряют концентрацию на предмете или игре, переключаются на другие раздражители, подвижны, эмоционально неустойчивы, легко обижаются, раздражаются, выходят из состояния равновесия, быстро устают от интеллектуальной нагрузки, быстро забывают обиду, редко бывают агрессивны, но,  не осознавая свой силы могут причинить увечья себе и окружающим, взрослые пациенты могут быть сексуально активны, не понимая последствий своих поступков, достаточно внушаемы, склонны подчиняться при мягком (не обидном !) принуждении, легко привязываются, при наличии контакта с другим человеком охотно его слушаются. Боязнь собак у пациентов с СД встречается крайне редко, в большинстве случаев, они с первого раза тянутся к собаке, охотно гладят, обнимают, стремятся продолжать контакт как можно дольше.

Нужно помнить и о том, что синдром Дауна не является слабоумием! Несмотря на инфантильность, затруднения с речью, лабильность настроения и быструю потерю концентрации, у пациентов с СД отличная память, высокая обучаемость, высокая потребность в социальных связях, отчетливое желание сотрудничать, эмоционально контактировать, полноценно работает подсознательная сфера.

Занятия проводят в индивидуально-групповой форме, которая предпочтительнее индивидуальной. Пациенты с СД должны учиться взаимодействовать с другими людьми, а не только с вожатым и собакой.

Продолжительность занятий – 30-50 минут. Количество собак — 1 собака с вожатым на  4-6 пациентов, в зависимости от  тяжести состояния и возраста пациентов.  После начала занятия и до его завершения крайне нежелательны любые отвлекающие факторы – вход и выход родителей, детей, персонала, вожатых, собак. Также важно обеспечить отсутствие лишнего реквизита, так как пациенты будут переключать на них внимание.

Первое занятие необходимо построить на знакомстве с собакой и вожатым, завязывании контакта с пациентами, демонстрации реквизита для последующих игр, поглаживании собаки. Легким, быстро адаптирующимся пациентам на первом занятии можно предложить игру с кольцами, одевающимися на шею собаке и кормление собаки.

Специфика детей младшего возраста заключается в том, что в начале курса, при насыщении сенсорно-информационной сферы они «перестают видеть» собаку. Это связано с тем, что избыток информации вызывает защитную реакцию поведения. Очень важно в этом случае не настаивать на контакте или игре, а отвести собаку в сторону и дать детям возможность понаблюдать за ее движениями издали минут 5-10. Ни в коем случае, нельзя сразу же после возникновения защитной реакции уводить ребенка! В этом случае, защитная реакция свяжется с бегством и закрепится боязнь собаки.

Очень важно контролировать сенсорное насыщение пациента. Внешними признаками усталости могут быть: зевание, закрывание глаз, в т.ч. руками, отворачивание головы, уход в углы, попытки спрятаться или убежать, капризы. Поэтому важно чередовать игры на концентрацию, логику, логопедические занятия с двигательной нагрузкой. Подвижные игры должны быть активными, но слишком возбуждающими. Например, пациенту можно разрешить шагать, но не прыгать и бегать. Движение может быть быстрым, но направленным, с проговариванием и контролем траектории движения – прямо, налево, к окну, к стулу и т.п. Очень полезно завершать движение другим действием тормозящего характера – дойти и сесть на пол, или взяться всем за руки и постоять.

В среднем, занятия строятся по следующей схеме

Приветствие, с проговариванием «вежливых слов», вспоминанием клички собаки и имени вожатого. Усадка вокруг собаки и поочередное касание частей тела собаки (напр.ушей) слева направо и справа налево 5-10  минут

Игра на координацию, различение цветов, предметов, цифр, порядков предметов  (кольца, фрукты, овощи, поводки, попонки, ошейники, банданы и т.п)  5-10 минут.

(Усложненная игра с включением бытовых навыков – одевание собаки (попона, комбинезон, носочки), застегивание различных застежек, открывание и закрывание контейнеров с пищей для собаки, причесывание, уборка вещей собаки, игра в ветеринара и т.п)

Подвижная игра – управление собакой 10 минут – пациент водит собаку (варианты  хождения с поворотами под разными углами,  хождение за апортом, хождение с коврика на коврик, из обруча в обруч, хождение змейкой между предметами, поиск спрятанной вещи и т.п), подает команды для усадки, укладки и т.п.

Игра на общую координацию – собака двигается, пациенты стоят или сидят по условиям игры ( например, держат обруч для собаки, кидают ей предметы по очереди) 5-10 минут

Игра на кооперацию – пациент совершает совместные действия «передай», «подержи», «достань из» (с здоровыми помощниками или другими детьми) 5-10 минут. Для этого подойдут любые игры с крупными разноцветными однотипными предметами, например, «Кольца», «Расчески».

Или игра на «обеспечение потребностей» собаки (кормление, укладывание спать и т.п)5-10 минут. Возможно чередование игр на разных занятиях.

Подвижная игра- управление собакой 5- 10 минут. («Прогулка», «Пикник», «Цирк»)

Прощание, с проговариванием вежливых слов, имени пациентов, собак, вожатых.

Очень важно, на всех этапах занятия разговаривать с пациентом, называть предметы и действия, стимулировать ответную речь, контролировать поведение пациента, мягко пресекая грубые, неадекватные действия, поощряя правильные. Поощрять инициативу, полезную самостоятельность. Каждое упражнение дополнять элементами «уборки, наведения порядка», т.е под руководством вожатого, пациент складывает вещи на место и это акцентируется, пациент поощряется контактом с собакой и ласковыми словами. Очень важно объяснять пациенту во время правильного выполнения упражнений, что он  делает все правильно и всех радует, или он сильно помог другому человеку или собаке.

При наличии рядом родителей или воспитателей, их нужно тщательно проинструктировать и включить в процесс работы, так как помощь человека хорошо понимающего ребенка может быть очень эффективной, к тому же, чем лучше люди сопровождающие пациента понимают цель и методы канис-терапевта, тем выше качество абилитации.

Рекомендуемые ролевые игры : «Кольца», «Ветеринар», «Расчески», «День рождения», «Школа», «Фрукты и Овощи», «Магазин», «Прогулка», «Пикник», «Цирк», «Мешок».

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО КАНИС-ТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСЕ ЗАНЯТИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ

  1. Определение канис-терапии
  1. Основные требования к технике безопасности
  1. Особые требования к технике безопасности
  1. Санитарно-гигиенические требования
  1. Требования к компетенциям специалистов
  1. Правила проведения занятий

1 Определение канис-терапии

Междисциплинарная методика нормализации качества жизни пациента, использующая специальным образом подготовленных собак, для включения пациента в развивающую деятельность (активность). Важной составляющей канис-терапии является собака, дрессированная и обученная специально для развивающей работы с клиентом. Вся деятельность в канис-терапии выстроена на взаимодействии с собакой, вне зависимости от выбранного направления и тактики работы. Под воздействием или вмешательством понимаются достигнутые устойчивые, продолжительные позитивные изменения в психологическом, эмоциональном, социальном, поведенческом, физическом состоянии получателя канис-терапии. Цель канис-терапии улучшить способности пациентов жить достойной жизнью в соответствии с их нуждами и желаниями, а также требованиями общества; помочь человеку с ограничениями жизнедеятельности стать максимально независимым в повседневной жизни путем восстановления (развития) утраченных функций или приспособления к жизни с ними; создать оптимальные условия для развития и самореализации человека с ограниченными функциональными возможностями через его «занятость» в различных сферах жизнедеятельности и, в конечном счете, улучшить его качество жизни. Канис-терапия в специальной педагогике использует психологические, педагогические и приемы адаптивной физкультуры разной направленности, в различных сочетаниях.[1 ]

2 Основные требования к технике безопасности

Требования к технике безопасности и помещению соответствуют требованиям к проведению физкультурно-оздоровительных занятий для детей.

3 Особые требования к технике безопасности

В целях обеспечения безопасности получателей канис-терапии, собаки используемые при оказании услуги должны пройти подготовку и аттестацию в соответствии с ГОСТ Р 56384—2015 устанавливающим общие требования к подготовке и аттестации собак, применяемых для физической и социально- психологической реабилитации людей   с   ограниченными физическими   и психическими   возможностями (инвалидов) методами   канис – терапии, либо иными признанными международными правилами. На каждую собаку должно иметься свидетельство о прохождении аттестации с действующим сроком годности. Свидетельство должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 56384—2015 либо международным требованиям. [2 ]

4 Санитарно-гигиенические требования

Специалист, проводящий занятия по канис-терапии должен соответствовать требованиям, предъявляемым к работникам образовательных учреждений и иметь соответствующие документы.

На собаку, использующуюся во время проведения занятий должен быть ветеринарный паспорт (паспорт здоровья животного) с действующими отметками о вакцинациях, профилактических обработках от паразитарных заболеваний, профилактических осмотрах.

Собака, использующаяся во время проведения занятий, подвергается полной гигиенической мойке за 2-10 часов до контакта с получателем услуги, после чего транспортируется на место проведения занятий в чистом боксе или специальном защитном комбинезоне. Непосредственно, перед началом занятий собаку дополнительно обрабатывают дезинфицирующими салфетками или жидкими средствами для дезинфекции кожи. [3 ]

Амуниция, одевающаяся на собаку в процессе занятий, хранится в отдельном чистом контейнере и дезинфицируется перед каждым занятием или серией занятий в течение дня. [4 ]

5 Требования к компетенциям специалистов

Специалист, проводящий занятия по канис-терапии должен иметь необходимые знания, умения и навыки, подтверждаемые удостоверением о повышении квалификации по программе «Канистерапия» государственного образца либо диплом о высшем образовании со специализацией «Канистерапия», государственного образца.

Специалист имеет право привлекать к проведению занятий помощников, сопровождающих собаку. В этом случае, помощник должен иметь при себе свидетельство о прохождении обучения на помощника канис-терапевта.

6 Правила проведения занятий

Занятия проводятся индивидуально или в группах.

Продолжительность занятий определяется исходя из индивидуальных потребностей ребенка, но не может превышать академического часа.

Во время проведения занятий собака постоянно находится под непосредственным контролем специалиста, либо помощника специалиста.

Во время проведения занятий физический контакт с собакой регламентируется и направляется специалистом.

Во время проведения занятий могут использоваться различные приемы канис-терапии, в зависимости от поставленных целей и задач.

Список литературы :

  1. IAHAIO white paper 2014, the IAHAIO definitions for animal assisted intervention and guidelines for wellness of animals involved. (Международное руководство)
  1. Федеральное  агентство по техническому регулированию и метрологии, национальный  стандарт  российской  федерации ГОСТ Р 56384—2015 Подготовка  и  аттестация собак  для реабилитации  инвалидов. Общие требования. 2015 г.
  1. Инструкция по гигиенической обработке собаки для канис-терапии. Сообщество Поддержки и Развития канис-терапии России 2014 г.
  1. Инструкция по гигиенической обработке амуниции собаки для канис-терапии. Сообщество Поддержки и Развития канис-терапии России 2014 г.

 

Приложения :

  1. ГОСТ Р 56384—2015
  1. Образец аттестата собаки, использующейся в канис-терапии
  1. Образец удостоверения специалиста

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

 

Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й

С Т А Н Д А Р Т

Р О С С И Й С К О Й

Ф Е Д Е Р А Ц И И

ГОСТ Р

56384—

2015

 

УСЛУГИ ДЛЯ НЕПРОДУКТИВНЫХ ЖИВОТНЫХ

 

Подготовка и аттестация собак

для реабилитации инвалидов.

Общие требования

 

Москва

Стандартинформ

2015

Предисловие

 

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческой организацией «Союз предприятий зообизнеса» (СПЗ), ООО «Кошкин дом», АНО «Сообщество поддержки и развития канис-терапии»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 140 «Продукция и услуги для непродуктивных животных»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09 апреля 2015 г. №232-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом правил международной организации TDI по подготовке собак для терапии «Certification tests for therapy dogs. International rules»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0 – 2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в годовом (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru)

 

© Стандартинформ, 2015

 

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Содержание

 

1 Область применения…………………………………………………………………………………….
2 Нормативные ссылки…………………………………………………………………………………….
3 Термины и определения………………………………………………………………………………..
4 Общие требования……………………………………………………………………………………….
5 Требования к содержанию тестов…………………………………………………………………….
Приложение А (обязательное) Схема расположения участников

тестирования собак…………………………………………………………………………………..

Приложение Б (рекомендуемое) Форма протокола аттестации собак,

применяемых для реабилитации инвалидов…………………………………………

Приложение В (обязательное) Виды и содержание тестов для аттестации

собак, применяемых для реабилитации инвалидов ………………………………

Библиография…………………………………………………………………………………………………..

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УСЛУГИ ДЛЯ НЕПРОДУКТИВНЫХ ЖИВОТНЫХ

Подготовка и аттестация собак для реабилитации инвалидов.

Общие требования

 

Services of non-productive animals.

Training and certification of dogs for the rehabilitation of disabled persons. General requirements

 

Дата введения – 2015 – 09 – 01

1 Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к подготовке и аттестации собак, применяемых для физической и социально- психологической реабилитации людей с ограниченными физическими и

психическими возможностями (инвалидов) методами канис — терапии.

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 54953—2012 Продукция для непродуктивных животных зоотехническая. Термины и определения.

ГОСТ Р 54955—2012 Услуги для непродуктивных животных. Термины и определения.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 54955, ГОСТ Р 54953, а также термины и определения с соответствующими определениями:

3.1 канис-терапия: Социальная, поведенческая, двигательная и иная реабилитация пациентов при помощи специально обученных, подготовленных и аттестованных собак.

3.2 «собака — средство реабилитации»: Собака, подготовленная и дрессированная по нормативу «собака — средство реабилитации», прошедшая квалификационную аттестацию и имеющая свидетельство о соответствии нормам подготовки к применению в качестве средства реабилитации пациентов.

3.3 «собака — помощник в реабилитации»: Собака, подготовленная и дрессированная по нормативу «собака — помощник в реабилитации», прошедшая квалификационную аттестацию и имеющая свидетельство о соответствии нормам подготовки к применению в качестве помощника в реабилитации пациентов.

Издание официальное

 

3.4 свидетельство «собаки — средства реабилитации»: Документ, соответствующий международным правилам, с надписью «свидетельство соответствия собаки нормам подготовки к применению в качестве средства реабилитации пациентов» и содержащий сведения о собаке, включая кличку, породу, окрас, пол, дату рождения, идентификационный номер.

Примечание — Свидетельство должно иметь порядковый номер по реестру и дату его выдачи. Срок действия свидетельства — три года со дня выдачи, после его окончания собака должна проходить переаттестацию.

3.5 свидетельство «собаки — помощника в реабилитации»: Документ, соответствующий международным правилам, с надписью «свидетельство соответствия собаки нормам подготовки к применению в качестве помощника в реабилитации пациентов» и содержащий сведения о собаке, включая кличку, породу, окрас, пол, дату рождения, идентификационный номер.

Примечание — Свидетельство должно иметь порядковый номер по реестру и дату его выдачи. Срок действия свидетельства — три года со дня выдачи, после его окончания собака должна проходить переаттестацию.

3.6 реестр свидетельств «собаки – средства реабилитации» и «собаки — помощники в реабилитации»: Список выданных свидетельств, содержащий сведения о собаке, включая кличку, породу, окрас, пол, дату рождения, идентификационный номер, а также порядковые номера свидетельств, даты их выдачи, ФИО владельца собаки, дату освидетельствования, состав аттестационной комиссии.

Примечание — Реестр свидетельств ведет уполномоченный орган.

3.7 подготовка собаки: Первичная проверка собаки на потенциальную пригодность к дрессировке, как средства реабилитации или помощника в реабилитации пациентов.

3.8 дрессировка собаки для целей реабилитации инвалидов: Подготовка собаки к аттестации и дальнейшему применению в качестве средства реабилитации или помощника в реабилитации пациентов.

3.9 квалификационная аттестация: Испытание собаки в соответствии с нормативами подготовки «собак — средств реабилитации» и «собак — помощников в реабилитации», проводимое аттестационной комиссией.

3.10 ветеринарный осмотр: Общий осмотр ветеринарным специалистом и проверка наличия действительного ветеринарного паспорта домашнего животного, а также проверка регистрации, вакцинаций и идентификационного микрочипа.

3.11 инструктор по подготовке «собак — средств реабилитации»: Специалист, имеющий квалификацию для подготовки «собак — средств реабилитации».

Примечание — квалификация инструктора должна быть подтверждена соответствующим свидетельством.

3.12 вожатый: Человек, достигший возраста 14 лет, сопровождающий и управляющий собакой во время аттестации.

3.13 экзаменатор – условный пациент: Человек, специально подготовленный для непосредственной проверки реакции собаки на заданные пункты тестов.

3.14 идентификационный микрочип: Идентификационный носитель информации, имплантируемый непродуктивному животному.

3.15 норматив проверки подготовки «собаки — средства реабилитации» и «собаки — помощника в реабилитации»: Тест, выполняемый экзаменатором-условным пациентом в присутствии аттестационной комиссии по установленным требованиям.

3.16 переаттестация собак: Повторное тестирование собаки по нормативу проверки подготовки «собаки — средства реабилитации» и «собаки – помощника в реабилитации», проводимое по истечении срока действия соответствующего свидетельства и в других необходимых случаях.

 

4 Общие требования

В применении собак для реабилитации инвалидов методами канис-терапии [1], [2], [3], [4], [5] различают следующие этапы:

— подготовка;

— дрессировка;

— аттестация собак.

4.1 Требования к подготовке собак

В процессе первичной проверки собак на потенциальную пригодность к дрессировке отбираются собаки, достигшие возраста шести месяцев, здоровые, не имеющие дефектов развития или травм, препятствующих работе, не показывающие агрессии к человеку и другим животным, не имеющие слишком выраженного пищевого, охотничьего, игрового поведения, не ведущие себя пугливо, нервозно, замкнуто, безразлично или активно-грубо по отношению к людям [2].

4.2 Требования к дрессировке собак

Дрессировка собак осуществляется различными методами. Методики и сроки дрессировки собак индивидуализированы в зависимости от их особенностей и целей дальнейшего применения. В результате дрессировки согласно [2], [3], [4] собака должна приобрести устойчивые навыки для прохождения аттестации.

4.3 Требования к аттестации собак

4.3.1 Квалификационная аттестация собак проводится в виде тестирования. Тестирование проводится по двум степеням сложности: нормативам «собака — средство реабилитации» и «собака – помощник в реабилитации».

4.3.2 Собаки, сдавшие полностью весь тест, получают свидетельство «собаки-средства реабилитации».

Собаки, сдавшие тест в ограниченном варианте, без пунктов: Е (Послушание), Л (Кресло-каталка), М (Игра с пациентом), О (Лапы), получают свидетельство «собаки-помощника в реабилитации».

4.3.3 Тестирование проводится в присутствии аттестационной комиссии, которая состоит из четырех и более человек и включает в себя:

ветеринарного специалиста,

медицинского специалиста,

инструктора по подготовке «собак — средств реабилитации»,

специалиста по методам реабилитации с собакой.

Ветеринарный специалист оценивает состояние здоровья собаки. Медицинский специалист оценивает безопасность экзаменатора-условного пациента в общении с собакой. Инструктор по подготовке «собак — средств реабилитации» оценивает уровень подготовки собаки. Специалист по методам и технологиям реабилитации с собакой оценивает пригодность собаки как средства реабилитации.

4.3.4 Тестирование проводят в помещении с искусственным освещением. Во время тестирования должна проводиться непрерывная видеозапись каждой собаки таким образом, чтобы на ней отчетливо были видны все движения животного.

4.3.5 Во время тестирования исключаются дополнительные отвлекающие факторы, кроме содержащихся в тесте.

4.3.6 К тестированию допускаются собаки, достигшие возраста шесть месяцев, имеющие идентификационный микрочип, ветеринарный паспорт, необходимые вакцинации и антигельминтную обработку в соответствии с ветеринарным законодательством. Перед началом тестирования член аттестационной комиссии — ветеринарный специалист проводит ветеринарный осмотр животного.

4.3.7 Схема расположения участников тестирования собак приведена в Приложении А.

4.3.8 Все пункты теста по соответствующим нормативам должны быть выполнены. Если один пункт теста по нормативу не выполнен, тестирование считается не пройденным в целом. Любое сомнение в выполнении теста необходимо трактовать в сторону его невыполнения.

4.3.9 Тест выполняется с собакой на поводке. На собаке должен быть обычный ошейник (не удавка, не рывковая цепочка, не парфорс). Не допускается применение электронных ошейников и прочих устройств, которые могут изменить поведение собаки.

4.3.10 Вожатый должен отдавать команды спокойным негромким голосом или жестами. Команды, отдаваемые собаке вожатым во время прохождения всего теста или его части, могут быть произвольными (не нормативными).

Примечание — Порядок прохождения теста (чередование заданий по тестам) после пункта А может быть любым, на усмотрение аттестационной комиссии.

4.3.11 Вожатый не должен применять к собаке сильное и резкое механическое воздействие, в том числе рывки поводка, насильственное усаживание и пр. Однако вожатый может прикасаться к собаке, мягко поправляя ее. Разрешается ласкать и угощать собаку в процессе прохождения теста, а также повторять команды несколько раз.

4.3.12 Собака должна двигаться спокойно, без рывков в стороны и прыжков. Собака не должна активно навязывать свое общество экзаменатору – условному пациенту.

П р и м е ч а н и е — Примерами активного навязывания являются тыканье мордой, подача лапы без команды, залезание на руки и т. п.

4.3.13 Собака не должна активно реагировать на других собак и людей в помещении.

4.3.14 Собака должна быть спокойна и управляема.

4.3.15 Отдельный тест считается выполненным, если собака выполнила задания, указанные в тесте, полностью.

4.3.16 Если собака проявила агрессию, испуг, упрямство, рычит, лает, скулит, изменяет заданную позу без разрешения, вырывается или резко отодвигается от экзаменатора, тест считается не выполненным.

4.3.17 Тест можно пересдавать любое количество раз, но с интервалом не чаще семи дней после предыдущей аттестации.

4.3.18 В процессе тестирования и аттестации оформляются протоколы аттестации.

Протокол аттестации – это документ, заполняемый на каждую собаку, допущенную к аттестации, каждым членом аттестационной комиссии с указанием данных собаки, идентификационного микрочипа, даты, места и результата аттестации, описанием собаки. Протокол аттестации заверяется личной подписью члена комиссии. Рекомендуемая форма протокола аттестации представлена в Приложении Б.

4.3.19 Результаты тестирования с видеозаписью заносятся в реестр и подлежат хранению в уполномоченной организации, проводящей аттестацию, там же хранятся оригиналы протоколов аттестации.

4.3.20 Уполномоченная организация ведет реестр, в который вносят номера выданных свидетельств и внесенные в свидетельства сведения об аттестованных собаках.

4.4 Требования к переаттестации собак

4.4.1 Переаттестация собаки в виде повторного тестирования проводится через три года по тем же правилам, что и первичная аттестация.

4.4.2 Переаттестация может быть проведена ранее трех лет в следующих случаях:

— при возникновении претензий к подготовке и поведению собаки со стороны потребителя услуги по методам канис-терапии или со стороны уполномоченного контролирующего органа;

— если собака перенесла травму, операцию под общим наркозом, длительное заболевание, заболевание нервной системы, кастрацию или стерилизацию.

 

5 Требования к содержанию тестов

Тесты по аттестации собак включают 15 заданий и разработаны с учетом правил международной организации TDI по подготовке собак для канис-терапии [6]. Виды и содержание тестов приведены в Приложении В, таблица В.1.

Приложение А

(Обязательное)

 

Схема расположения участников тестирования собак

Приложение Б

(рекомендуемое)

Форма протокола аттестации собак,

применяемых для реабилитации инвалидов

 

ПРОТОКОЛ

аттестации «Собаки-средства реабилитации» или «Собаки- помощника в реабилитации»

 

№__________ от_______20__ г. (дата)

 

ФИО члена комиссии_____________________________________________________

 

ФИО инструктора, подготовившего собаку___________________________________

 

Собака: кличка__________________________________________________________

порода____________________пол_______окрас______________________________

Дата рождения (возраст)_________________________________________________

 

№ идентификационного микрочипа_________________________________________

ФИО, адрес вожатого _____________________________________________________

 

Наименование и обозначение теста Зачет «+», незачет «-» Описание собаки, дополнения, личные впечатления, другое при необходимости
А — Встреча
Б — Трость/Клюка/

Неуклюжий незнакомец

В — Общение
Г — Отношение к еде
Д — Ходунки
Е — Послушание
Ж — Собака – собака
З- Костыли
И — Человек – собака
К — Работа в группе с другой собакой
Л — Кресло-каталка
М — Игра с пациентом
Н — Испуг
О — Лапы
П — Отношение к игрушке

 

Подпись члена аттестационной комиссии_____________________________________

Приложение В

(обязательное)

Виды и содержание тестов для аттестации собак, применяемых для реабилитации инвалидов

Таблица В.1

Наименование и обозначение теста Содержание теста Правильная реакция собаки
ТЕСТ А —

Встреча

Собака сидит или лежит около вожатого на расстоянии не более 50 см.

Экзаменатор — условный пациент (далее экзаменатор) подходит и останавливается в двух метрах от собаки и ее вожатого.

Экзаменатор подходит на расстояние вытянутой руки и радостно приветствует вожатого (пожимает руку, хлопает по плечу)

Экзаменатор спрашивает вожатого, как зовут собаку и громко повторяет ее имя, потом обходит вокруг вожатого и собаки.

Экзаменатор проверяет собаку: гладит ее, трогает уши, рот, ступни и хвост.

Экзаменатор может обнять собаку.

Внимание: Во время этой проверки Экзаменатор параллельно проверяет опрятность и чистоту собаки, выглядит ли она здоровой и ухоженной, наличие паразитов и упитанность. Экзаменатор должен указать на проблемы состояния животного и дать советы по устранению указанных недостатков

Собака не должна реагировать избыточно эмоционально, ставить лапы на экзаменатора, вести себя робко, агрессивно, нервозно, совершенно безучастно. Собака должна быть вежливой и терпеливой ко всем действиям экзаменатора
ТЕСТ Б —

Трость/Клюка/

Неуклюжий незнакомец

Собака сидит или лежит около вожатого на расстоянии не более 50 см от вожатого. Экзаменатор, горбясь, опираясь на трость или клюку, подходит неуклюжей походкой и начинает говорить необычным голосом. Он гладит собаку по голове и толкает (осторожно) собаку клюкой Собака не должна демонстрировать испуг, избыточные эмоции, агрессию или нервозность. Собака должна быть спокойной и вежливой, может медленно отодвинуться в сторону, не мешая движению экзаменатора
ТЕСТ В — Общение Группа людей из 2-5 человек стоят в помещении. По возможности с ними рядом находятся собаки (1-2). Там же находятся кресла-каталки, ходунки, клюки и т.д. По команде экзаменатора вожатый с собакой начинают движение по стрелкам-указателям.

Вожатый и собака на ослабленном поводке проходят через группу людей и собак.

Собака может находиться, как слева, так и справа от вожатого.

Группа людей обходит около и вокруг вожатого с собакой, при этом они негромко и спокойно разговаривают.

Собака не должна демонстрировать испуг, избыточные эмоции, агрессию или нервозность. Собака должна быть спокойной, не тянуть поводок, не отвлекаться на людей и собак. Допустим умеренный интерес и рассматривание людей и собак.

Продолжение таблицы В.1

Наименование и обозначение теста Содержание теста Правильная реакция собаки
Вожатый с собакой по команде «Рядом», обходит группу слева, затем справа.

Вожатый с собакой проходит через группу (не напрямую, а змейкой, по стрелкам-указателям) 3 раза

ТЕСТ Г – Отношение к еде

Собака сидит около вожатого на расстоянии не более 50 см лицом к экзаменатору. Экзаменатор роняет кусочки еды (корма) на пол. По возможности другие собаки (1-2) также находятся вместе со своими хозяевами в этой комнате.

Экзаменатор просит пройти мимо еды вожатого с собакой по команде «Рядом».

Затем вожатый с собакой разворачиваются и идут обратно, поднимая кусочки еды с пола (собака не должна бросаться к ним)

Собака не должна активно стремиться к еде, вести себя агрессивно, нервозно, охранять еду, лизать или съедать. Собака должна реагировать на еду нейтрально. Допускается интерес без избыточной активности и стремления облизать (съесть)
ТЕСТ Д —

Ходунки

Собака сидит около вожатого на расстоянии не более 50 см.

Экзаменатор, громко разговаривая, приближается с помощью ходунков к вожатому с собакой.

Он гладит собаку по голове и толкает (осторожно) собаку ходунками

Собака не должна демонстрировать испуг, избыточные эмоции, агрессию или нервозность. Собака должна быть спокойной и вежливой, собака может медленно отодвинуться в сторону, не мешая движению экзаменатора
ТЕСТ Е -Послушание

(необязателен для получения свидетельства «собака – помощника в реабилитации»)

Собака сидит слева от вожатого на расстоянии не более 50 см лицом к экзаменатору.

Тест выполняется при помощи 10-метрового поводка (обычный поводок заменяется на 10-метровый). Допускается давать собаке произвольные команды.

Команда «Сидеть»: экзаменатор просит вожатого посадить собаку. Допустимо дать команду несколько раз, если это нужно. Не допускается насильно сажать собаку.

Команда «Лежать»: экзаменатор просит вожатого положить собаку. Допустимо дать команду несколько раз, если это нужно. Не допускается насильно укладывать собаку.

Команда «Выдержка»: экзаменатор просит вожатого отойти на длину 10-ти метрового поводка (собака может сидеть или лежать). Вожатый отходит, останавливается и ждет, пока экзаменатор разрешит вернуться к собаке. Собака должна оставаться в том положении, в котором ее оставил вожатый. Вожатый может дать команду «Ждать» и т.п. несколько раз, если это нужно.

Собака не должна уходить с места, изменять заданное положение, резко срываться с места по команде «Ко мне!». Собака должна выполнить команду вожатого, при этом команды могут быть произвольными, заменяю-щими по смыслу типовые команды. Команды можно подавать до 10 раз. В положении лежа и сидя собака может находиться в расслабленной позе. При подзыве положение и поза собаки не важны, но собака должна быть на расстоянии касания рукой вожатого.

Продолжение таблицы В.1

 

Наименование и обозначение теста Содержание теста Правильная реакция собаки
Команда «Ко мне»: экзаменатор просит отойти на длину 10-ти метрового поводка (собака может сидеть или лежать).

Вожатый отходит, останавливается и ждет, пока экзаменатор разрешит подать команду «Ко мне!». Собака должна подойти к вожатому

ТЕСТ Ж —

Собака – собака

Вожатый с собакой и экзаменатор с собакой подходят друг к другу (с расстояния 10 метров), останавливаются и разговаривают несколько минут (собаки по команде «Сидеть»). Потом разворачиваются (собаки по команде «Рядом») и расходятся Собака не должна реагировать избыточно эмоционально, агрессивно или нервозно. Собака должна вести себя спокойно и сдержанно. Допускается умеренное выражение приязни.

ТЕСТ З — Костыли Собака сидит около вожатого на расстоянии не более 50 см. Экзаменатор приближается к собаке с помощью костылей.

Экзаменатор гладит собаку по голове и телу и потом достаточно грубо, но осторожно толкает собаку костылями

Собака не должна реагировать избыточно эмоционально, агрессивно или нервозно. Собака должна реагировать спокойно. Собака может медленно отодвинуться, не мешая экзаменатору пройти.
ТЕСТ И — Человек – собака Группа людей из 2-5 человек стоят в помещении. По возможности с ними находятся собаки 1-2. Кресла-каталки, ходунки, клюки и т.д., не используются в этом тесте.

Вожатый с собакой на ослабленном поводке движутся по стрелкам-указателям (собака может находиться с любой стороны от вожатого) через группу людей и подвергает собаку следующим испытаниям:

— металлический поднос роняется сзади собаки;

— люди громко смеются, разговаривают и хлопают в ладоши;

— Один из людей пробегает мимо собаки;

— Один из людей громко спорит с другим;

— Хлопки зонтом — зонт открывается и закрывается несколько раз подряд

Собака не должна реагировать резко, избыточно эмоционально, агрессивно или нервозно. Собака должна быть спокойной и не напряженной во время всего испытания. Собака может рассматривать и обнюхивать предметы, но не должна брать их в рот.
ТЕСТ К —

Работа в группе с другой собакой

Вожатый стоит, собака рядом в положении сидя.

Экзаменатор со своей «собакой-средством реабилитации» приближается к вожатому с собакой. Экзаменатор останавливается в полутора метрах от вожатого с собакой. Собаки находятся по команде «Сидеть». Это положение держат в течение 10 секунд.

Собака не должна реагировать избыточно эмоционально, агрессивно или нервозно. Собака должна вести себя спокойно и сдержанно. Допускается умеренное выражение приязни.

Продолжение таблицы В.1

 

Наименование и обозначение теста Содержание теста Правильная реакция собаки
Вожатый остается с собакой на своем месте, а экзаменатор с другой собакой обходят и останавливаются рядом с вожатым. Собаки находятся в положении по команде «Сидеть». Это положение держат в течение 10 секунд
ТЕСТ Л —

Кресло-каталка (необязателен для аттестации собаки-помощника в реабилитации)

Вожатый с собакой подходит к креслу-каталке с расстояния трех метров (экзаменатор сидит в кресле-каталке), подводит собаку к креслу-каталке и просит собаку пообщаться с экзаменатором. Экзаменатор протягивает к собаке руку, разговаривает с ней. Собака должна потянуться в ответ, дать себя потрогать. Экзаменатор гладит собаку и осторожно толкает собаку ногой Собака не должна толкать пациента, везти себя агрессивно, бурно или нервозно. Собака должна общаться аккуратно и терпеливо.
ТЕСТ М —

Игра с пациентом

(Апорт пациенту)

(необязателен для аттестации собаки-помощника в реабилитации)

Экзаменатор находится в кресле-каталке или на полу (в зависимости от размеров собаки).

В тесте используют игрушки Собаки.

Экзаменатору использует две игрушки. Экзаменатор бросает одну игрушку – несильно и недалеко, примерно на 1 м. Собака должна подать игрушку в руки или положить на колени экзаменатору по команде вожатого с первого раза.

Вторую игрушку экзаменатор протягивает собаке. Собака по команде берет игрушку в пасть и держит в течение 10 секунд (до команды вожатого «выпустить игрушку»). Здесь вожатый может сам забрать игрушку у собаки

Собака не должна двигаться резко, выхватывать игрушку из руки, жевать и трепать ее. Собака должна подать игрушку бережно и аккуратно. Собака может уронить и поднять игрушку по команде вожатого.
ТЕСТ Н —

Испуг

Экзаменатор подходит к собаке, гладит ее по голове, потом резко вскрикивает и отдергивает руки или отбегает.

Собака должна незамедлительно лечь на пол.

Вожатый может подать собаке команду «лежать». Команда подается спокойным, негромким голосом. Не допускается укладывать собаку насильно

Собака не должна реагировать агрессивно или нервозно, преследовать убегающего, издавать звуки.
ТЕСТ О —

Лапы (необязателен для аттестации собаки-помощника в реабилитации)

Экзаменатор-условный пациент садится на пол. Вожатый подводит собаку и сажает в 50 см перед лицом экзаменатора-условного пациента. Экзаменатор- условный пациент ласково обращается к собаке, протягивает к ней руку и просит подать лапу.

Собака по команде должна подать лапу достаточно бережно, не царапая руку и не подавать лапу без команды.

Собака не должна выдергивать лапу, издавать звуки, нервничать, проявлять агрессию. Собака должна быть терпеливой и вежливой.

Окончание таблицы В.1

 

Наименование и обозначение теста Содержание теста Правильная реакция собаки
После экзаменатор-условный пациент сжимает лапу собаки в пальцах (сильно, но не причиняя боли). Затем экзаменатор-условный пациент, отпустив первую лапу, берет сам вторую лапу собаки и тоже сжимает ее в пальцах (сильно, но не причиняя боли)

ТЕСТ П —

Отношение к игрушке

В этом тесте используется незнакомая для собаки игрушка.

Вожатый стоит, собака находится рядом с ним (на расстоянии не больше 50 см) в положении сидя или лежа. Экзаменатор- условный пациент из-за спины собаки выкидывает вперед игрушку

Собака не должна броситься за игрушкой, нервничать, скулить или лаять, проявлять агрессию, натягивать поводок.

Библиография

 

[1] Willis D.A. Animal therapy. Rehabil Nurs. 1997 Mar-Apr; 22(2): P.78-81
[2] Fine A. Animal-assisted therapy. Theoretical foundations and guidelines for practice. San Diego, CA, US: Academic Press. 2000 г.
[3] Eddy J., Hart L.A, Boltz R.P. The effects of service dogs on social acknowledgments of people in wheelchairs. J Psychol. 1988 Jan; 122 (1): P.39-45
[4] Мальцева М.Н., Мельникова Е.В.., Шмонин А.А, Вербитская Е.В., Скоромец А.А., Иванова Г.Е. — Канис-терапия в реабилитации пациентов в восстановительном периоде ишемического инсульта: простое слепое исследование.
[5] Rubenstein D.A., Debboun M., Burton R. Canine-assisted therapy in military medicine. Perspectives: commander’s introduction. US Army Med Dep J. 2012 Apr-Jun:1-4.
[6] Международные правила TDI по подготовке собак для терапии «Certification tests for therapy dogs. International rules», 2012 г.

УДК 658.386:006.354 ОКС 03.080.30 ОКСТУ 0131

Ключевые слова: подготовка, аттестация собак, применяемых для реабилитации пациентов с ограниченными физическими и психическими возможностями (инвалидов), методы канис – терапии, собака — средство реабилитации, собака — помощник в реабилитации, нормативы проверки, протокол аттестации собаки, тесты

 

Вопросы

Отзывы

[2017-06-11 19:23:54] Дмитрий Иванович: Поздравляем сотрудников организации с днём социального работника России 8 июня

Детская психиатрия

АСИ

Доктор Питер

Наши группы ВКонтакте